Растениям для роста и развития необходимы солнечный свет, вода и питательные вещества. Питание растений происходит путем поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для жизнедеятельности. Углерод, водород и кислород растения получают из воздуха и воды в процессе фотосинтеза, остальные элементы питания поступают из почвы.
Минеральное питание - это процесс поглощения минеральных ионов из наружной среды, их связывания и перемещения по клеткам и тканям растения к местам потребления. Если в почве содержится достаточное количество питательных веществ, растения будут хорошо развиваться и дадут богатый урожай, именно на получение такого урожая с высокими товарными качествами нацелено современное сельхозпроизводство. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для роста и развития растений. На песчаных почвах растения нередко испытывают недостаток магния, на торфяных – молибдена.
Основатель учения о минеральном питании немецкий ученый Ю. Либих утверждал, что основа плодородия почв - минеральные соли.
Его «закон минимума» гласит: «Урожай ограничен таким количеством веществ, которые, в сравнении с потребностью растения, содержатся в минимальном количестве».
Это значит, что все минеральные элементы, необходимые растению, должны содержаться в почве в достаточном количестве, и если хотя бы один из элементов в дефиците, полноценного урожая ожидать нельзя.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ВЫНОС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ
на 1 т. урожая основной продукции.
КУЛЬТУРА
|
Вынос питательных веществ, кг/т |
Вынос питательных веществ, г/т |
||||||||||
|
N |
Р |
К |
Са |
Мg |
S |
Zn |
Мо |
Сu |
Мn |
Fe |
В |
Пшеница озимая |
33,3 |
10,0 |
21,7 |
6,3 |
3,6 |
5,0 |
67,0 |
0,4 |
8,2 |
38,0 |
76,0 |
6,3 |
Ячмень яровой |
26,3 |
11,0 |
19,2 |
4,3 |
2,5 |
2,7 |
49,0 |
0,4 |
10,6 |
67,0 |
91,0 |
5,5 |
Кукуруза на зерно |
28,1 |
9,1 |
23,5 |
6,6 |
5,2 |
8,5 |
68,0 |
0,4 |
6,2 |
94,0 |
112,0 |
7,5 |
Гречиха |
44,0 |
31,0 |
43,9 |
16,8 |
4,6 |
1,9 |
62,0 |
0,4 |
6,6 |
18,0 |
31,0 |
12,9 |
Подсолнечник |
52,7 |
20,0 |
101,0 |
31,0 |
14,0 |
0,6 |
87,0 |
0,4 |
20,2 |
173,0 |
184,0 |
10,1 |
Соя |
84,0 |
23,0 |
37,0 |
5,2 |
3,4 |
3,2 |
28,0 |
1,0 |
12,0 |
30,0 |
38,0 |
12,5 |
Свекла сахарная |
4,9 |
2,0 |
6,3 |
1,8 |
1,0 |
0,2 |
6,7 |
0,3 |
1,9 |
5,3 |
9,4 |
7,5 |
Рапс |
41,1 |
19,0 |
27,0 |
24,1 |
5,5 |
0,9 |
29,0 |
0,4 |
16,5 |
31,0 |
45,0 |
10,8 |
Картофель |
5,7 |
2,5 |
7,6 |
3,3 |
1,3 |
0,5 |
4,6 |
0,1 |
1,4 |
5,8 |
11,0 |
1,6 |
Капуста |
4,5 |
2,3 |
4,2 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
4,0 |
0,1 |
0,8 |
1,7 |
9,8 |
2,0 |
Морковь |
4,5 |
2,1 |
5,0 |
1,4 |
0,8 |
0,1 |
4,0 |
0,1 |
0,8 |
2,0 |
10,0 |
2,8 |
Лук |
4,5 |
2,3 |
5,0 |
0,4 |
0,2 |
0,7 |
8,5 |
0,1 |
0,9 |
2,3 |
12,0 |
2,0 |
Томат |
3,3 |
2,1 |
4,5 |
4,4 |
0,8 |
0,2 |
2,0 |
0,1 |
1,1 |
1,4 |
6,3 |
1,9 |
Огурец |
3,4 |
2,8 |
5,2 |
1,3 |
0,2 |
0,1 |
2,2 |
0,1 |
1,0 |
1,8 |
4,6 |
0,1 |
Сад (семечковые) |
5,8 |
4,4 |
5,8 |
5,5 |
1,7 |
0,1 |
1,9 |
0,1 |
1,2 |
0,5 |
5,7 |
2,5 |
Сад (косточковые) |
5,8 |
5,4 |
5,8 |
4,8 |
1,4 |
0,1 |
1.5 |
0,1 |
1.4 |
2,2 |
5,2 |
1,3 |
Земляника |
5,0 |
5,6 |
5,2 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
1.0 |
0,1 |
2,8 |
24,0 |
62,0 |
15,5 |
Виноград |
7,1 |
6,3 |
7,5 |
4,7 |
1,1 |
0,1 |
11,0 |
0,1 |
2,5 |
22,0 |
58,0 |
14,0 |
При возделывании сельскохозяйственных культур по интенсивной технологии вынос N увеличивается на 5%, P2O5 - на 10%; при орошении - на 10 и 15% соответственно
В настоящее время для контроля над состоянием почвы есть инструменты почвенной диагностики. Грамотное применение современных удобрений позволяет поддерживать продуктивные ресурсы почвы и наиболее эффективно использовать потенциал сельскохозяйственных культур, сортов.